Челябинск - столица Урала

Прекрасный город Челябинск основан в начале осени 1736 года в урочище Челяби-карагай, именно отсюда происходит и название. Город расположился на берегу Миасса и долго выполнял роль сторожевой крепости на пути из хлебного Зауралья в Оренбург. В XVIII столетии Челяба, как первоначально называли город местные жители, был центром крупной Исетской провинции. Именно здесь с распростертыми объятиями в 1774 году приняли Пугачева.

Здесь даже несколько месяцев держалась казачья республика. Петр Симон Паллас, которому пришлось зимовать в этой крепости накануне пугачевского бунта, писал, что в облике поселения в первую очередь в глаза бросаются прямые и просторные улицы.
История уездного Челябинска в 80-е годы XVIII века не изобилует событиями. Главными здесь считались ярмарки. Однако и в этом еще небольшом городе все-таки случилось событие, важное не только для самого города, но и для всей страны и даже мира. Так, например, один из теплых июльских дней 1788 года был внесен в историю отечественной и мировой медицины. На Зауралье внезапно, как снег на голову, свалилась беда – от неизвестной болезни стали погибать люди и животные.

В провинциальный городок была отправлена группа врачей во главе с С.С. Андреевским, который заразил себя этой болезнью, чтобы получше узнать о ней и найти необходимое лекарство. Доктор вел записи до тех пор, пока не впал в беспамятство, а его работу продолжил Б.Г. Жуковский, его помощник. Когда Андреевский чудом избежал смерти, он смог найти пути излечения этого страшного заболевания, которое назвали сибирской язвой. Его помощник Б.Г. Жуковский был произведен в лекари и решил остаться служить в Челябинске. Только благодаря его стараниям город вскоре получил больницу, причем, как и многое другое в нем, она была построена на пожертвования жителей этого города.

В конце ХIХ века через Челябинск прошла трансматериковая магистраль, и этот незначительный ранее городишко вдруг оказался на перекрестке железных дорог и вскоре стал одним из крупнейших торговых центров России. Довольно быстро население этого города увеличилось в несколько раз. Его даже называли «Зауральским Чикаго». Около станции образовалось много поселков, за счет этого площадь города увеличилась на треть. Начали развиваться промышленность и образование. Стал выпускать свою продукцию первый завод – товарищество «Сталь и К» (ныне дорожных машин). Действовали женская гимназия, реальное и духовное училища, торговая школа. Были построены народный дом и клуб железнодорожников.